Вардинг
Информация – сила, одним из лучших способов быть в курсе происходящего в доте – вардинг, использование вардов (Observer wards и Sentry wards), которые дают обзор необходимых зон карты за небольшую для планирования и избежания ганков.
Место варда определяет его полезность, так как некоторые места карты более важны для обзора, чем другие.
В доте три категории позиций для вардов – наступательные, оборонительные и пассивные.
Наступательный вард служит для разведки территории для проведения ганков или пуша.
Оборонительный – защищает героя/героев союзников от ганков.
Пассивный – служит для сбора полезной информации, ставится не в наступательных или оборонительных целях.
Цель вардинга — сбор информации о действиях врага.
Но есть и дополнительная польза
- разведка рун, для более эффективных ганков;
- предотвращение спауна (spawn – появление) нейтралов – если в зоне нейтралов во время их появления есть юнит, например вард, то они не появятся;
- вард на возвышенности дает обзор, что удобно при использовании некоторых заклинаний, которые требуют чтобы противник находился в поле зрения, потому что не теряется время на получение обзора при подъеме;
- и, в заключение, сентри (Sentry Wards) делают невидимых героев противника видимыми и являются эффективным средством борьбы с невидимками.
Далее я бы хотел выделить два момента – контр-вардинг и «злостный вардер».
Контр-вардинг подразумевает устранение вардов противника для получения стратегического преимущества при помощи некро (Necronomicon), сентри, умений героев, которые дают трусайт, гема (Gem of True Sight). То есть вард обнаруживается, затем уничтожается, для этого нужно знать, где могут стоят варды противника, знать их наиболее вероятные местоположения.
«Вардер» – игрок, который отвечает за покупку и установку вардов. Принося в жертву героя для этой роли, команда получает определенные выгоды. Вардер тратит большое количество золота на варды. Обычно вардер – саппортер, так как их роли очень похожи в своей сути.
Варды стоят золота, но эта цена сравнительно низка относительно предоставляемой вардами информации. Варды – инвестиция ради того, чтобы заработать БОЛЬШЕ золота.
Опять же, понимание – основа успеха и тут. Запомните, что стоит не только выучить места, которые хорошо подходят для вардов, поймите, «почему» вы их там будете ставить. Если вы поймете ценность информации, которую дают варды, то ваше общее представление об игре поднимется на новый уровень. Не занимайтесь вардингом ради вардинга. Ставьте варды, которые принесут пользу вашей команде и понимайте, какую именно.
Glyph of Fortification
каждой команды в доте есть возможность сделать все здания своей фракции (Sentinel или Scourge) практически неуязвимыми при помощи заклинания Glyph of Fortification, эффект которого длится четыре секунды и кулдаун (cooldown – время, по истечению которого возможно повторное применение заклинания) пять минут. Каждый игрок может активировать глиф, но кулдаун общий для всей команды.
Это заклинание может быть использовано для временного приостановления вражеского пуша, и телепорта к вышке под атакой чтобы защитить или добить ее. Очень важно, что бы вы не потратили это заклинание впустую и лишил команду без него в критический момент!
Помните, что, в зависимости от обстоятельств, например, если вышку атакуют слишком много противников и крипов с ними и ваши союзники не смогут помочь вам защитить вышку, то, в таком случае, активация глифа не будет самым мудрым решением.
Курьеры
Каждому игроку в команде выгодно как можно дольше оставаться на линии, получая опыт и золото, чем бегать к фонтану за предметами или пополнить хп/мп. Большинство команд приобретают курицу (Animal Courier) для доставки предметов и хилок (предметов, пополняющих хп или мп) на линию, чтобы не терять время на прогулку к фонтану. Это особенно актуально для тех героев, которым просто необходимо как можно быстрее нафармить их ключевые предметы, чтобы принести максимальную пользу.
Курица может быть улучшена (Flying Courier), при этом у курьера увеличивается скорость перемещения, запас хп, появляется возможность перемещаться, игнорируя препятствия в виде скал и деревьев, также два активных заклинания – временное увеличение скорости перемещения до максимальной и временная неуязвимость. Это повышает КПД и безопасность курьера.
В середине игры курица может служить разведчиком на важных участках карты (руны/рошан/скалы). Важно следить за безопасностью курицы – используйте ее скиллы. Это требует достаточно высокого уровня микро, действительно хорошего контроля, и если вы сможете осуществлять его вкупе с контролем героя,то делайте это!
Покупать курицу в начале игры присуще саппорту, так как ему не надо копить золото на дорогие предметы, а улучшить курицу сможет кто-то другой, у кого появятся лишние монеты.
Совет №10: Привяжите курьера к горячей клавише, это позволит вам упростить его контроль и быстро центровать его, чтобы увидеть егоо местоположение, занят ли он.
Если вы – хозяин куры, то у вас есть в распоряжении команда -courier, чтобы получить иконку курьера в левом нижнем углу большого экрана и иметь к ней горячую клавишу F8.
Руны
В доте есть несколько усилений, известных как «Руны», которые наделяют вашего героя специальными бонусами на тридцать секунд. Руны появляются каждые 2 минуты с начала игры, если на карте нет руны и если руну забрали за до 55 секунды перед моментом появления следующей руны. Есть пять видов рун: хаст (Haste), дд (Double Damage), иллюзии (Illusion), реген (Regeneration) и инвиз (Invisibility).
В общем, вам следует использовать бонусы каждой руны в наступательных целях, таких как ганк или пуш. В некоторых ситуациях вы можете использовать их в целя самозащиты, но все же используйте их для наступления.
Очень важным фактом, который нужно знать, есть то, что руну можно брать в банку (Bottle). Руна хранится в банке 2 минуты, в течение которых вы можете активировать руну в любой момент, если вы не активируете ее, то по истечению двух минут руна автоактивируется. Кроме того, после использования руны банка опять полная!
Если у вас нет банки, то будьте уверены в том, что у никого из вашей команды ее тоже нет, прежде чем подбирать руну, так как можете лишить союзника жизненно необходимого регена (regeneration – восстановление хп/мп)!
Некоторые детали о кажой из пяти рун:
Хаст максимизирует ваш мс (до 522), позволяя перемещаться с огромной скоростью и практически добраться в любую точку карты. Вы можете прийти с ганком на противоположный угол карты, заставая врасплох противника, и не подозревающего о вашем появлении.
Также хаст позволяет эффективно преследовать и добить раздражающих мастеров «убежать с двумя хп». Это очень ударит по их кошельку, так как они, чувствуя себя в безопасности, обычно копят большие суммы золота на дорогие предметы и потеряют немалое его количество при смерти.
Также хаст позволяет быстро добежать до своей базы для восстановления хп/мп. Вы тогда сможете быстро вернуться в бой со свежими силами, и часто решить исход командного замеса!
Дд, мне кажется, самая лучшая руна. Как вы можете догадаться, она в два раза увеличивает силу атаки. Это то же самое, что два героя!
Эта руна позволяет быстро и эффективно убить практически любого героя в начале игры, привести в замешательство противника в середине игры и решить исход замеса на позднем этапе.
Используя дд вы можете убить/прогнать на базу противника, или снести пару вышек. Вы можете использовать эту руну для фарма, но я бы советовал использовать ее для уничтожения героев противника. Вы ведь получите то же золото за их убийства, так же как и за уничтоженные здания, но герои/вышки намного важнее для победы, чем несколько крипов!
Также, если вы заметили дд и рядом находится ваш д-дилер (damage dealer – герой, наносящий большое количество урона физической атакой), вам лучше позволить ему взять руну, потому что он получит больше пользы!
Руна иллюзий создает две ваших точных копии, то есть на вид они от вас ничем не отличаются как на экране, так и на миникарте, но получает больше урона, наносят меньше и неспособны использовать заклинания.
Эти копии позволяют вам сыграть в игры разума, а также увеличат наносимый урон при пуше. Так же их можно использовать при разведке, так как дальность зрения у них не отличается от дальности основного героя.
Лучшей игрой с противником будет та, которая позволит убить его, например, заманить иллюзией его в ловушку. Если вы оставите на линии иллюзию с не осень высоким количеством хп, то с большой долей вероятности можете ожидать, вместе с союзниками, конечно, прихода нескольких ганкеров. Обратите против них их безрассудство!
Даже если вы и не убьете врага, вы можете заставить его потраттить на вашу иллюзию спелл – потерять ману и заклинание на время кулдауна. Это может дать вам то преимущество, которого не хватало для того, чтобы повернуть ход сражения. Используйте иллюзии в любой ситуации с какой вы столкнетесь!
Реген – что-то наподобие фонтана без самого фонтана! Эта руна восстанавливает хп/мп на максимум за несколько секунд, если вы не получите урон во время ее действия.
Используйте то, что руна восстанавливает ваши мп 30 секунд – спамьте заклинаниями, но помните, если вас ударят или кол-во маны достигнет максимальной отметки – вы потеряете действие регена!
Инвиз снабжает вас наибольшим среди всех рун элементом неожиданности, и поэтому он так великолепен для ганка! Руна делает вас невидимыми на 30 секунд ИЛИ пока не используете заклинание или атакуете. Используйте ее для разведки, например, леса, или для внезапного появления и убийства противника на лайне!
Помните, дота – командная игра, союзникам руна может быть нужнее чем вам. Если вы обнаруживаете руну, но не можете ей найти применения, – предложите кому-то из команды использвать ее. Также вы можете немного подождать, пока ситуация не изменится так, что вы сможете извлечь из этой руны огромное преимущество, тогда вернитесь и заберите ее!
Совет №11: даже если у вас пустая банка, это не значит, что руна будет наиболее нужна именно вам. Подумайте, может кому-то другому из вашей команды тоже нужна руна, чтобы наполнить банку, тогда разрешите союзнику взять руну в ВАШУ банку и использовать ее эффект. Вы можете всегда можете пойти к фонтану хиляться и наполнить вашу банку.
Всегда подумайте, прежде чем взять руну – возможно, если ее возьмет кто-то другой, ваша команда извлечет большую пользу.
Этапы игры
Каждая игра делится на три стадии, каждая из которых состоит из характерных элементов. Переход игру в какую-то фазу определяется не игровым временем, а ходом игры, переломными моментами, большими замесами, которые сильно влияют на экономику команд – опыт и золото.
Earlygame – начальная стадия, в которой вы схлестываетесь в борьбе за опыт и золото. Заканчивается тогда, когда у обеих сторон уничтожены первые вышки на сторонах, когда определены текущие приоритеты и направления для работы – начался мид-гейм.
Лейт-гейм наступает с появлением у всех героев ульт 3-го уровня (ultimate – в доте заклинание, которое герой может выучить только достигнув 6-го, 11-го и 16-го уровня), уничтожением всех «небазовых» вышек.
Разделение на этапы предназначено для определения ваших целей, показывает задачи, на выполнении которых следует сосредоточиться. Не придавайте им статуса нерушимых заповедей, это только может привести в замешательство.
Линии
В доте 2 линии длинней чем третья. Длинные линии – нижняя за сентов (бот) и верхняя за скурджей (топ). С длинных линий есть доступ к лесу, нейтралам – голду, и с них больше расстояние до фонтана.
Так что следует подумать, перед тем как занимать какую-то линию, – взвесить за и против, потому что это определяет ваш стиль игры.
Сокращения в доте
В доте часто употребляются разные сокращения и специфические термины, для ускорения обмена информацией. Многие просты и понимаются даже неопытными игроками, о смысле других тяжело догадаться. В этом гайде вам периодически встречались такие сокращения и их пояснения в скобках. Вот еще некоторые:
• микро (микроконтроль)
• макро (макроконтроль)
• кд (кулдаун)
• дпс (dps – damage per second – урон в секунду)
• крипы (создания, контролируемые компьютером)
• ре (возвращение пропавшего героя)
• мисс (пропажа героя противника с линии)
• топ/бот/мид (о линиях – соответственно верхняя, нижняя и центральная)
• дд (руна двойного урона, также ее эффект)
• миа (то же, что и мисс).
Все дотеры, в общем, пользуются сокращениями, но вам не обязательно знать их все – если значение какого-то вам неизвестно, и вы не понимаете, что вам хотели сказать, спросите другого игрока, очень вероятно, что вам помогут.
Самое тяжелое для начинающих – запомнить названия всех предметов и героев. Вы можете помочь себе, если в каждой игре будете использовать команду -ma (-matchup), чтобы получить на экран информацию о героях противника – их имена и уровни.
Если в замесе вы видите, что союники пишут «б», «Бббб!» – это значит, что надо отойти, немного назад или к фонтану, в зависимости от ситуации. Также спам букв может использоваться для того, чтобы дать союзнику понять, что пора использовать какой-то глобальный скилл (zzzz для ульты Zeus'a, hhhhhh – от heal – лечить, ульта Chen'а).
Помните, что люди настолько ленивы, что сокращают до неузнаваемости – например, «сс» вместо «мисс». Это сбивает с толку, в таких случаях уточняйте смысл написанного у союзника.